среда, 21 октября 2015 г.

Установка катушки от Газели в Урал

Моя эпопея с установкой в мотоцикл Урал "газелевской" катушки вместо штатной... на штатное место. Пошаговая инструкция для желающих повторить сей бесценный опыт. Осторожно, много букв и фото.

Вобщем-то с чего вобще мне пришла такая светлая идея? Ездил я себе до этого вполне себе счастливо на бесконтактной системе Совек с соответствующей катушкой. Никаких особых нареканий система не вызывала - раз в сезон отрегулировал/проверил зазор и езди себе.

Катушка Совек 135.3705 для бесконтактного зажигания
Однако после 3 лет эксплуатации я случайно обнаружил что искра стала "слабеть" - мотоцикл стал хуже заводиться, стало заливать свечи. Были переставлены заведомо рабочие провода, свечи, катушки и в итоге выяснилось что "сдохла" катушка. Нет проблем, заказал аналогичную, поставил и вуаля - всё вернулось на круги своя.

И вот, весной этого года история повторилась вновь. Новая катушка проходила один сезон(2014 год), да и тот наполовину прошёл в ремонте. Мало того, по дороге на Лиду с ней было небольшое приключение, после которого у меня уже появились претензии к качеству. И вот примерно тогда у меня появилось желание поставить что-то понадёжнее, а именно "газелевскую" двухвыводную катушку, которую ставят все уважающие себя оппозитчики :)

Но пока я собирался с мыслями ездить всё же хотелось. Из запасных катушек у меня была только рабочая 6В катушка, 72 года выпуска("ще та", с тех времен когда мой Уралей был 6-и вольтовым :). И хоть в инструкции по эксплуатации жэстачайша запрещено использовать бесконтактное зажигание с обычными катушками, я рискнул поставить и ездить на ней. Правда, рискнул не наугад, а померяв сопротивление обмоток и сравнив его с сопротивлением совековских катушек - оно было приблизительно такое же. Искра была я вам скажу - хоть гараж освещай, мотоцикл аж запел.

Итак, пока Урал катается на том что есть, я отправился на местные рынки в поисках катушки-спасителя. Как ни странно, на весь авторынок нашлась она только у одного продавца и захотел он за неё 15$. Вроде бы и не сильно дорого, но как-то и не дёшево. Но ведь целый город маршруток Газелей ездит, а такая деталь как катушка только в одном месте? Не может быть...

Добрые люди подсказали поискать по городу ещё точки, специализирующиеся на запчастях для этих злополучных Газелей. Из трёх точек что мне подсказали, работающая осталась одна. Милая девушка по телефону предложила мне два варианта - обычная за 25$ и ЕВРО-4 за 60$. Ээээм... Вежливо отказался. Прийдётся ехать на авторынок за первой...

И вот я приехал на авторынок, зашёл в заветный павильон, протянул нужную сумму и услышал что... катушка за три дня подорожала. Теперь она стоит в пересчёте на деньги 20$. Как так? Да вроде курс доллара же стоял на месте? Продавец видимо смекнул что сильно катушка мне эта нужна и лишь пожал плечами, буркнув что-то вроде "не хочешь, не бери". Для меня уже стало делом приницпа купить её, но не у этого ... продавца.

Затем я решил пойти другим путём. Мы же живем в 21 веке! Я решил купить через интернет. Сказано - сделано, найден нужный артикул(406.3705) и на одном известном сайте автозапчастей по данному артикулу нашлась нужная мне катушка-заменитель. Да не просто катушка для газели, а фИрма! MADE IN GERMANY! *смеется* Да и цена приятная - 9$. Уточнил насчёт взаимозаменяемости и заказал...

Настал заветный день, забираю катушку под названием Manover (ну прям почти как MANOWAR, мваха-ха-ха). И по дороге в гараж понимаю что меня терзают какие-то смутные сомнения... По приезду они к сожалению подтвердились.
Катушка Manover MR4063705, НЕМЕЦКАЯ ёпта




Упаковка, запаковка, сразу видно немецкое качество! Но уже пощупав в гараже я понял что какая-то она всё-таки большеватая для штатного места...



Благо нашлась у меня тестовая гусятница. Ну что ж, примерим...
Вот так она не влазит
Попробуем боком

Впринципе если подрезать выводы - может впритык и получится что-то
Но без подрезания конечно без вариантов
Так, под крышку обычным способом она влазить не хочет. Ну ладно. Спросим у гугла какие вобще варианты установки есть в природе.

Вариантов установки газелевской катушки на Днепр оказалась масса. Кажется тут всё просто, места там завались под крышкой. Я даже на секундочку подумал, а не купить ли Днепр? Но потом быстро избавился от грешных мыслей)) Собственно варианты:




Но хотелось бы посмотреть как установить катушку собственно в Урал. Тут гугл уже не так изобилует и предлагает всего несколько вариантов:
Честно говоря я не уверен что крышка здесь вобще как либо закроется, не подходит
Неплохой вариант, но без подрезания крышки - никак. Не наш метод.
Вот этот вариант вобще убил если честно:

Автор либо лентяй, либо его совсем поглотила безнадега здравых идей... На крышку ведь летят брызги от переднего колеса(даже если ехать по лужам, я уже не говорю про дождь) и такие зверские окна я например не представляю как автор собрался загерметизировать, если вобще собирался...

Друзья сказали что если я так сделаю - у меня будет самый веселый Урал на свете)))


Позже я нашёл такой изврат и для касика...Ну тут хоть аккуратней чтоли:

Умные люди мне подсказали ещё вариант попробовать разместить катушку над генератором... Примерно вот так:


Идея показалась мне здравой. К тому же катушка эта герметичная и не боится ничего, а на улице так сказать ещё и охлаждаться будет лучше. Но и тут ирбитские инженеры мне ставят палки в колёса)) Места над генератором практически нет, по крайней мере для катушки:



Вобщем я уже забил отчаялся... И тут товарищи по оппозитам сказали что существует некая меньшая по габаритам двухвыводная катушка. Отдельное спасибо тебе, Женя, за неё! :)

Вот она, катушка СОАТЭ 406.3705 собственной персоной:
Двухвыводная катушка СОАТЭ 406.3705 для ГАЗели
Технические характеристики СОАТЭ 406.3705

Фас!
Профиль!

Она действительно оказалась меньше моего немецкого мановера. Мановер идёт на полку. Не так чтобы совсем, но установить её в штатное место уже не казалось такой фантастикой.



Ну что ж, поехали... Для начала потребуется крепление. В качестве крепления я взял выгнул и просверлил тоненькую полоску жести.


Первоначально я хотел сделать крепление из полоски металла миллиметра 2 толщиной(видел фотки таких крепежей на одном небезызвестном сайте), но окончательно поразмыслив я пришёл к выводу что это не рационально. Зачем? Нагрузок там нет, всё что нужно это просто фиксировать катушку к гусятнице. Да и согнуть жесть будет проще и быстрее.
Перегородочку прийдётся спилить до конца


Обпиливаем выводы до металических контактов
Но и этого оказалось мало, пришлось ещё пару мм снять уже с контактами вместе...


И так, меряем...

Так-с, мешает перегородка... Я её уже когда-то подпиливал - мешала зажиганию, теперь прийдётся совсем её попросить.


Ну и будучи в полной уверености что всё окей, я принялся за подготовку проводов. Мои провода были переделаны под обычную катушку, поэтому их клеммы совсем не годились. Поскребя по сусекам я нашёл неиспользованый новый провод и решил клеммы повзаимствовать с него, переобжав на свои провода.

Выводы у нас укорочены, поэтому укорачиваем и контакты
Примерно вот на столько
Один момент - обрезать клемму можно только по её фиксационной части. Поэтому прийдётся как-то сделать так, чтобы она плотно сидела в контакте катушки...

Перед разжимкой провода - померял сопротивление, чтобы сравнить потом его после всех операций(оно кстати не изменилось).



Думал я думал, и не придумал ничего лучше как напаять олова. Оно мягкое - штекер вставится и зафиксируется. Правда вставить его так можно будет раз-два без новой напайки, но ничего, лучше так чем никак.





Подрезаем изоляционный колпачок по длине
И вот, настал заветный миг, собираю всё воедино и....

И всё... Крышка не закрывается. Расстояния там было впритык, и этот самый пртиык оказался совсем притыком. Вобщем с вставленным штекером крышку зажигания на эту катушку не одеть, никак...


Вот знаете, иногда бывают такие моменты, когда хочется тупо взять молоток и выместить все свои эмоции на технике, ну или облить её бензином и поджечь? Вот это был как раз тот момент.

Через пару дней, остыв, я решил что уже дело принципа воткнуть эту злополучную катушку. Прикинув оставшиеся варианты размещения, я вроде как нашёл возможный:

Единственная проблема - контакты питания прилегают почти вплотную к ступеньке полости под катушку.

Общий вид
Решил прикинуть её вместе с зажиганием - вроде как всё встаёт. Ну ладно, собираем дальше.

Осталось решить проблему с контактами питания. Решение пришло следующее - подрезать изоляцию и согнуть клеммы буквой Г. 
"Дорабатываем" катушку

Клемма

Вот так вот это всё будет сидеть. Зато не вывалится - 100%, ибо некуда :)

Дополнительно заизолировал(да-да, знаю что колхоз)
Ну и кусок резины под катушку

Дальше по ранее описаному методу напаял олова на штекера и вперед, подключаемся.

Вот что получилось в итоге.
Крышка в итоге оделась)) На радостях я даже забыл сфоткать... 
И так, всё подключено, пуск - двигатель завелся и работает. Впринципе какой-то разницы я не увидел, и это хорошо. Главное что не хуже чем было, а дальше эксплуатация покажет стоила ли овчинка выделки.
Всё работает!