четверг, 24 июля 2014 г.

Фильтры, крышки ГРМ и маслосистема мотоцикла Урал

Не так давно попалась на глаза статья по установке автомобильного маслофильтра в мотоцикл Урал вместо штатного бумажного фильтра. Честно говоря, я с небольшим опасением отношусь к переделкам связанных с двигателем, наверное в силу своих кривых рук своего небольшого опыта в таких делах. Штатные бумажные фильтры у нас в городе не продаются вообще, как впринципе и любые другие детали на Уралы. Тягать их аж с Минска мне уже порядком поднадоело, поэтому меня подкупило в этой переделке в первую очередь то, что менять такую важную вещь как масляный фильтр можно будет при желании хоть каждый день - с иномарочными автозапчастями в приграничном городе вообще никаких проблем нет :)  Да и качество штатных новодельных фильтров оставляет желать лучшего - у меня сохранился один оригинальный СССР-овский фильтр, но обо всём по порядку...



У меня была установлена крышка ГРМ, именуемая в народе "гусятницей", от двигателя М-66, с вынесенным перепускным клапаном. Я все никак не мог до конца разобраться каким образом это всё дело будет работать... Поэтому пришлось взять камасутру инструкцию, крышку ГРМ от М-66 и ИМЗ-8.103, положить рядом и как разобраться как функционирует маслосистема мотоцикла Урал.

Крышка ГРМ - слева М-66 с внешним перепускным клапаном, справа ИМЗ-8.103 где клапан встроен в пробку
Мне вобще нравится качество рисунков в советских инструкциях, но в данном случае схема не совсем наглядная на мой взгляд...
Оригинальная инструкция на М-66
Попробуем разобраться "вживую". Из книжки мы узнаем следующее:
Неочищенное масло насосом подаётся из поддона по каналу "А" к передней крышке двигателя.
Маслоканалы "А" и "Б"
Затем масло должно попасть в фильтрующий элемент.

В случае крышки старого образца, масло проходит через перепускной шариковый клапан, и в случае повышенного давления(например засорился фильтр или слишком густое масло) клапан открывается и пускает напрямую масло в канал Б, в обход фильтра. 
Перепускной шариковый клапан
Пружинка в клапане тарирована,  и влазить туда, по книжке, нельзя. Но любопытство сильней, в моём случае(во время капиталки) она была раздавлена и, по всей видимости, масло текло в обход фильтра вобще.



В нормальном же режиме масло поступает в фильтр сверху (фильтр устанавливается заливной горловиной вертикально вверх), масло проходит через фильтр, и сливается вниз в канал Б. Это видно на следующем фото:



Так, с этой крышкой всё понятно. Теперь смотрим на крышку нового образца от ИМЗ-8.103.
Перепускного клапана на крышке нет, он, как написано сделан в пробке. Смотрим дальше.

Крышка ГРМ нового образца от ИМЗ-8.103
Пробка
Откручиваем пробку и видим, действительно это не просто пробка


Фильтр одевается здесь наоборот - вертикально вниз,  горловиной на пробку.

Масло заливается не сверху в фильтр(как в крышке старого образца), а в полость картера снизу, и просачиваясь через бумагу масло стекает через горловину в пробку, через которую вытекает в дальше в канал "Б". Если фильтр забит или масло слишком вязкое - срабатывает перепускной клапан в пробке и направляет в канал масло из полости фильтра.

Схема работы маслосистемы:
Схема работы маслосистемы в ИМЗ-8.103
Вот впринципе и все отличия что мне удалось обнаружить. Основное достоинство новой крышки, как мне кажется, что при выходе из строя перепускного клапана - проще заменить пробку, чем всю крышку как в случае со старой "гусятницей". Поэтому старая крышка отправляется на покой - возиться с сооружением приблуд чтобы самостоятельно тарировать клапан у меня нет никакого желания.

А теперь внимание, моё маленькое фи по поводу штатного фильтра. Качество их оставляет желать лучшего - те что попадались мне разваливались прямо в руках практически с момента покупки...
Этот фильтр мне достался вместе с двигателем-донором, выглядит нереально грязным, но зато целый, мне такие не попадались.

Мой фильтр, верхняя пробка обычно извлекается отдельно после эксплуатации
А это до установки, производитель не известен
Даже отверстие поаккуратней не могли сделать...
А вот так они "просят кушать" с момента покупки
Для сравнения выкладываю фотографии СССР-фильтра, который в единственном экземпляре сохранился у меня, фильтр от М-66...
На горловине - уплотнительное кольцо

Совсем другая плотность набивки
Собственно хочешь не хочешь, а идея поставить автомобильный маслофильтр очень привлекает. Вернёмся к статье про переделку с оппозит.ру ...

На авторство я не претендую, но фотографии решил сохранить у себя в блоге - мало ли, вдруг потрут их.

Вот так выглядит переходник на чертеже:
Схема переходника для мотоцикла Урал под масляный автомобильный фильтр
Теперь теоретический аспект. Вот так это работает.

Схема работы автофильтра
Масло затекает в полость где должен был стоять штатный маслофильтр и стекает через переходник внутрь автофильтра, затем фильтруется и вытекает из него в канал. Всё просто.

В качестве фильтра указано что используется ACDelco X4112E для машин Renault и некоторых других иномарок. При желании можно выточить под вазовский фильтр, но он слишком громоздкий как по мне.

Заявленные преимущества:
- доступность и лучшее качество фильтров
- вертикальное положение фильтра не позволяет пересыхать вне зависимости от состояния обратного клапана
- увеличивается объём масла в двигателе
- дополнительное охлаждение масла встречным потоком воздуха
- всегда можно вернуться к штатному фильтру - достаточно возить с собой родную пробку

А как же реализован перепускной клапан? А он реализован уже собственно в самом фильтре. Плюсы на лицо. Из минусов можно отметить уменьшение дорожного просвета(хотя при использовании маленького фильтра уменьшение не значительно, как по мне) и невозможность установки на систему глушителя "2 в 1"(мне никогда и не нравился один глушитель на мотоцикле).

По причине отсутствия знакомых токарей, переходник был заказан в Барановичах. Всё было сделано точно и в срок, я остался очень доволен, поэтому прорекламирую, обращался сюда: szbtosp@gmail.com

Вот и пришла посылочка

Переходник собственной персоной



Навскидку примерил старый фильтр от Пежо 406 - подошёл, но мы сюда поставим другой






Вот впринципе и всё.
В интернетах бытуют разные мнения о целесообразности его установки, мол Уралу он нахрен не нужен у него же подшипники и т.п. Я же считаю что чистое отфильтрованное масло ещё ни одному двигателю не мешало. 

Двигатель ещё в процессе сборки, поэтому об эксплуатации пока ничего сказать не могу. Эксплуатация покажет...