Не так давно попалась на глаза статья по установке автомобильного маслофильтра в мотоцикл Урал вместо штатного бумажного фильтра. Честно говоря, я с небольшим опасением отношусь к переделкам связанных с двигателем, наверное в силу своих кривых рук своего небольшого опыта в таких делах. Штатные бумажные фильтры у нас в городе не продаются вообще, как впринципе и любые другие детали на Уралы. Тягать их аж с Минска мне уже порядком поднадоело, поэтому меня подкупило в этой переделке в первую очередь то, что менять такую важную вещь как масляный фильтр можно будет при желании хоть каждый день - с иномарочными автозапчастями в приграничном городе вообще никаких проблем нет :) Да и качество штатных новодельных фильтров оставляет желать лучшего - у меня сохранился один оригинальный СССР-овский фильтр, но обо всём по порядку...
У меня была установлена крышка ГРМ, именуемая в народе "гусятницей", от двигателя М-66, с вынесенным перепускным клапаном. Я все никак не мог до конца разобраться каким образом это всё дело будет работать... Поэтому пришлось взять камасутру инструкцию, крышку ГРМ от М-66 и ИМЗ-8.103, положить рядом и как разобраться как функционирует маслосистема мотоцикла Урал.
Крышка ГРМ - слева М-66 с внешним перепускным клапаном, справа ИМЗ-8.103 где клапан встроен в пробку |
Мне вобще нравится качество рисунков в советских инструкциях, но в данном случае схема не совсем наглядная на мой взгляд...
Оригинальная инструкция на М-66 |
Попробуем разобраться "вживую". Из книжки мы узнаем следующее:
Неочищенное масло насосом подаётся из поддона по каналу "А" к передней крышке двигателя.
Маслоканалы "А" и "Б" |
Затем масло должно попасть в фильтрующий элемент.
В случае крышки старого образца, масло проходит через перепускной шариковый клапан, и в случае повышенного давления(например засорился фильтр или слишком густое масло) клапан открывается и пускает напрямую масло в канал Б, в обход фильтра.
Перепускной шариковый клапан |
Пружинка в клапане тарирована, и влазить туда, по книжке, нельзя. Но любопытство сильней, в моём случае(во время капиталки) она была раздавлена и, по всей видимости, масло текло в обход фильтра вобще.
В нормальном же режиме масло поступает в фильтр сверху (фильтр устанавливается заливной горловиной вертикально вверх), масло проходит через фильтр, и сливается вниз в канал Б. Это видно на следующем фото:
Так, с этой крышкой всё понятно. Теперь смотрим на крышку нового образца от ИМЗ-8.103.
Перепускного клапана на крышке нет, он, как написано сделан в пробке. Смотрим дальше.
Крышка ГРМ нового образца от ИМЗ-8.103 |
Пробка |
Откручиваем пробку и видим, действительно это не просто пробка |
Фильтр одевается здесь наоборот - вертикально вниз, горловиной на пробку.
Масло заливается не сверху в фильтр(как в крышке старого образца), а в полость картера снизу, и просачиваясь через бумагу масло стекает через горловину в пробку, через которую вытекает в дальше в канал "Б". Если фильтр забит или масло слишком вязкое - срабатывает перепускной клапан в пробке и направляет в канал масло из полости фильтра.
Схема работы маслосистемы:
Схема работы маслосистемы в ИМЗ-8.103 |
Вот впринципе и все отличия что мне удалось обнаружить. Основное достоинство новой крышки, как мне кажется, что при выходе из строя перепускного клапана - проще заменить пробку, чем всю крышку как в случае со старой "гусятницей". Поэтому старая крышка отправляется на покой - возиться с сооружением приблуд чтобы самостоятельно тарировать клапан у меня нет никакого желания.
А теперь внимание, моё маленькое фи по поводу штатного фильтра. Качество их оставляет желать лучшего - те что попадались мне разваливались прямо в руках практически с момента покупки...
Этот фильтр мне достался вместе с двигателем-донором, выглядит нереально грязным, но зато целый, мне такие не попадались. |
Мой фильтр, верхняя пробка обычно извлекается отдельно после эксплуатации |
А это до установки, производитель не известен |
Даже отверстие поаккуратней не могли сделать... |
А вот так они "просят кушать" с момента покупки |
На горловине - уплотнительное кольцо |
Совсем другая плотность набивки |
Собственно хочешь не хочешь, а идея поставить автомобильный маслофильтр очень привлекает. Вернёмся к статье про переделку с оппозит.ру ...
На авторство я не претендую, но фотографии решил сохранить у себя в блоге - мало ли, вдруг потрут их.
Вот так выглядит переходник на чертеже:
Схема переходника для мотоцикла Урал под масляный автомобильный фильтр |
Схема работы автофильтра |
Масло затекает в полость где должен был стоять штатный маслофильтр и стекает через переходник внутрь автофильтра, затем фильтруется и вытекает из него в канал. Всё просто.
В качестве фильтра указано что используется ACDelco X4112E для машин Renault и некоторых других иномарок. При желании можно выточить под вазовский фильтр, но он слишком громоздкий как по мне.
Заявленные преимущества:
- доступность и лучшее качество фильтров
- вертикальное положение фильтра не позволяет пересыхать вне зависимости от состояния обратного клапана
- увеличивается объём масла в двигателе
- дополнительное охлаждение масла встречным потоком воздуха
- всегда можно вернуться к штатному фильтру - достаточно возить с собой родную пробку
А как же реализован перепускной клапан? А он реализован уже собственно в самом фильтре. Плюсы на лицо. Из минусов можно отметить уменьшение дорожного просвета(хотя при использовании маленького фильтра уменьшение не значительно, как по мне) и невозможность установки на систему глушителя "2 в 1"(мне никогда и не нравился один глушитель на мотоцикле).
По причине отсутствия знакомых токарей, переходник был заказан в Барановичах. Всё было сделано точно и в срок, я остался очень доволен, поэтому прорекламирую, обращался сюда: szbtosp@gmail.com
Вот и пришла посылочка |
Переходник собственной персоной |
Навскидку примерил старый фильтр от Пежо 406 - подошёл, но мы сюда поставим другой |
Вот впринципе и всё.
В интернетах бытуют разные мнения о целесообразности его установки, мол Уралу он нахрен не нужен у него же подшипники и т.п. Я же считаю что чистое отфильтрованное масло ещё ни одному двигателю не мешало.
Двигатель ещё в процессе сборки, поэтому об эксплуатации пока ничего сказать не могу. Эксплуатация покажет...