понедельник, 16 мая 2016 г.

Течь масла из-под передней шпильки двигателя Урала

Лужи масла под двигателем/коробкой/редуктором давно уже стали нормой для большинства обладателей отечественной техники. Ходят даже оправдательные поговорки типа "если под оппозитом нет масла - значит оно в нём закончилось" и т.п. Я долго закрывал глаза на подтекания масла под двигателем своего мотоцикла, но в конце концов меня это достало...

Во время капитального ремонта в 2014 году я собрал двигатель в другом картере. И столкнулся с проблемой о которой не знал до этого ничего - передняя шпилька двигателя всегда в масле. Дальше - больше, стала потеть боковая подножка, рама в месте крепления, низ картера вечно в масле. Стоя на подножке-лентяйке так вобще лужа накапывала. 

Гугл и оппозит.ру открыл мне тайну что это типичная, как оказалось, болезнь ураловских картеров, а именно сквозной хрупкой дюралевой трубки.

Вобщем-то единого рецепта нет - кто-то замазывает герметиком шпильки, кто-то выпрессовывает трубку и запрессовывает вместо неё новую из .... лыжной палки(!!!) - оказывается она идеально подходит - кто-то просто колечки по бокам меняет, а кто-то вобще забивает болт и подливает масло чаще.

Моя внутренняя лень уговаривала меня попробовать всё сделать не снимая двигатель)) Сразу скажу - не получилось: мало того что крайне неудобно стоять под мотоциклом в позе зю, так ещё и начитавшись этих ваших интернетов, я понял что не будет лишним скинуть поддон и обмазать холодной сваркой этот прилив, на всякий случай.

Итак, двигатель снят, приступаем к выпрессовке. Сам процесс сфотографировать было не очень удобно. Подобрал головку в качестве проставки и выстучал. Вышла трубка совсем легко.
Трубка оказалась слегка треснутой. Ума не приложу что нужно было делать чтобы сделать её такой. Очень похоже что кому-то лень было соосно выставить двигатель с рамой и аккуратно засовывать шпильку рукой. Вместо этого ей скорее всего помогли зайти молотком, вот она и треснула. Печальное зрелище вобщем.




Затем настала очередь картера. Визуально явного криминала в литье видно не было. Но на всякий пожарный поправим и это.




Попутно можно почистить магниты и всё что не нужно в поддоне.
Вот такое качественное советское литьё.

В качестве холодной сварки я выбрал эпокси-адгезив от Done Deal. Не самый дешевый из холодных сварок, но продукция этой фирмы меня пока что полностью устраивает. К тому же по характеристикам он как раз подходит для этих условий.





Дальше настала очередь новой трубки... Промеряв стандартную трубку я получил следующие размеры: внутренний диаметр 15мм, внешний 17мм, длина около 17см. После непродолжительных поисков удалось как ни странно найти лыжную палку почти подходящих размеров. Единственное НО было то что палкой наверное до этого орудовал какой-то дикий спорстмен и она была сильно искривлена. Позже мне подвернулась аналогичная трубка, но медная и с чуть более толстыми стенками. Решено было ставить её.



Perfect!
Вобще если честно для меня загадка ОТКУДА именно там появляется масло... Но оно появляется - в этом не сомневаюсь. Никаких явных отверстий или трещин я как ни старался - не смог увидеть ни в отверстии ни со стороны поддона. Видна только ступенька стыка в литье, о природе происхождения которой конечно остаётся только догадываться. Такое ощущение что либо картер из двух половинок собирали, либо мастер пьяный дырки сверлил под шпильки.
Ступенька


Вобщем оставим всё вот это вот вот это на совести ИМЗ, от греха подальше я решил там всё забомбить герметиком при помощи длинной отвёртки.

Получилось вот такая красота

Следующим вопросом на повестке ночи были уплотняющие резинки... Оригинальные резинки извлеклись целыми, они плоские и вполне себе живые эластичные. Видимо хорошо смазывались маслом :)
Оригинальные резинки трубки передней шпильки Уралея
Я подобрал похожие колечки из набора:



В конечном итоге новые резинки так и не поставил, поставил оригинальные, т.к. новые мне показались слишком узкими. Поставить оба варианта резинок тоже не предоставилось возможным из-за небольшого запаса места. Ну и по старой доброй традиции все резинки при установке были обильно обмазаны герметиком.

Последним вопросом было - как же развальцевать трубку... Интернеты говорят что при наличии тисков нужного размера(или других каких приспособ) трубку хорошо развальцовывать шариками от подшипника подходящего размера. 

Шарики были найдены, но не обладая тисками соответствующего размера(и вобще не обладая никакими тисками в гараже) я понял что это реально сложная задача. По крайней мере для одной пары рук.

Время шло и необходимо было что-то придумывать... Пораскинув мозгами, всякими железяками и немножко болгаркой, я пришёл к решению. Была найдена длинная шпилька и нехитрым способом с помощью болгарского народного инструмента были изготовлены две гайки с конусом.

Перед установкой и развальцовкой обмазываем края трубки и резинки обильно герметиком.

Затем одеваем обточеные гайки и начинаем равномерно затягивать.


Вобщем получилось не совсем так как хотелось. Я думаю что причина в толстой стенке трубки. С одной сторон очень даже ничего, а вот с другой - трубка частично пошла разгибаться в другую сторону :( Возможно с лыжной палкой получилось бы лучше, но знал бы прикуп...  

Герметик высыхал, разбирать всю конструкцию, вычищать и собирать по новой мне крайне не улыбалось, поэтому решено было оставить всё как есть. Придерживая с другой стороны, аккуратно добил шариком.


Ну и напоследок снова обмазываем всё снаружи герметиком, на всякий пожарный случай.


По небольшому пробегу на текущий день в 200км после ремонта уже могу сказать что стало точно не хуже. Масла пока не видно, там всё чисто и сухо. Будем следить за развитием событий.