четверг, 6 сентября 2012 г.

Маленькая доработка переключателя поворотов

Проблема качественных переключателей у меня стояла очень остро с момента реставрации мотоцикла...Обо всём по порядку.

Изначально на моём Урале М-66 были вот такие переключатели П-201 чёрного цвета, которые собственно ставились на всю технику в то время начиная от мопедов и заканчивая тяжелыми мотоциклами. В этих ваших интернетах пишут "были еще и белые (или даже, мне кажется, цвета слоновой кости). При этом основание из пластика и сам пластиковый рычажок были такого же цвета", вот :)


переключатель П-201

Конструкция очень простая, и эффективная. Выглядит все это добро внутри примерно так :
П-201 изнутри
Самое больное место этих переключателей - это сам рычажок. Он пластмассовый и с возрастом он просто трескается в районе своей оси и переключатель становится бесполезным.
Это и произошло с родными переключателями моего мотоцикла, к сожалению ещё задолго до того как он попал ко мне.

Переключатели(мне больше нравится слово "пульты"), которые ставились на более поздних Днепрах выглядят посолиднее. Металлический корпус, в правый пульт встроена ручка газа, удобная кнопка сигнала, удобный переключатель ближнего/дальнего света и старт/стоп двигателя вместо менее удачного замка зажигания старого образца, который выполнял эти функции. Выглядят они следующим образом:

Мне достались сильно поюзанные пульты: с разбитыми контактами внутри, при включении света они аж подискривали. И о чудо! Весной этого года во время поездки на Украину на прилавке ларька с мотозапчастями я увидел в продаже пару красивых новеньких пультов. Правда взяв потрогать моя радость поутихла - это уже сделанные где-то в подвале, современные и пластмассовые. Но, хотя бы новенькие. И цена была вполне приличная - за пару пультов с проводами и штекерами что-то около 80 грн за пару(10$). Для сравнения - в Минске такие же 160 тыс.р(20$). Но не суть...Взял. Вот так вот они смотрятся на руле:


Первая претензия появилась при установке - пришлось слегка доработать круглым напильником ибо вырез под руль не совсем был нужного диаметра. Может у меня руль нестандартный?Да нет...
Следующие пару месяцев эксплуатации были замечательными, всё чётко переключается, включается. Ну думаю - класс! Снизу ещё гордо выбито "Зроблено в Українi" - наконец-то делать научились! Но все хорошее рано или поздно заканчивается. После интенсивного использования разболтался переключатель поворотов. Причём первая мысль была что он просто сломался - это случилось в городе Ровно во время поездки на Тернопольский мотофестиваль. Разобрав, я офигел - там в пластмассовое основание вкручен просто саморез с шайбой. Всё. 

Вид изнутри
Без поворотников ездить не люблю - "дурная" привычка, но на удивление саморез вкрутился и вроде прилично держался. Уже дома после интенсивной езды по городу - всё повторилось снова. Причём разобрав видно что при включении левого поворота он затягивался, а правого - выкручивался. Ну почему нельзя было поставить туда гравер например?И почему саморез в пластмассе? Вот на крепление руля сделаны металлические вставки - и там ничего не раскручивается...Эх...

Для сравнения раскрутил советский пульт. Шайба, гравер и болтик(возможно гравер был вкручен не заводом, но всё-таки)


Осмотрев переключатель ближнего/дальнего света я пришёл к выводу что его как минимум не помешает заизолировать - так и сделал.


А вот собственно сам переключатель, саморез и шайба.


Добавим к ним в компашку "друга" - небольшой гравер.

Злосчастный саморез подружим с фиксатором резьбы - ну ленивый я, не хочу руками повороты показывать)


Вся конструкция обезжирена и собрана.

Эпилог.
Поначалу было непривычно тугое переключение, но теперь я уверен на 100% что в ближайшее время мне не прийдётся махать руками. Ничего сверхъестественного я не сделал, чего нельзя было бы сделать сразу при изготовлении этой детали, да и всего мотоцикла в целом - ведь куда не коснись здесь всё так сделано. Но если бы ничего не надо было делать своими руками - это было бы скучно и, как говорится, совсем другая история :)