понедельник, 30 ноября 2015 г.

Модернизация аскетичного зарядного из ИБП

Небольшая модернизация моего самопального зарядного устройства из ИБП.

Полгода эксплуатации данного девайса выявило некоторые недостатки: крайне не хватает индикации процесса зарядки. У ИБП имеется COM-порт, но собирать специально компьютер, а уж тем более искать софт для этого крайне непопулярного ИБП, чтобы контролировать состояние зарядки батареи меня не устраивало. Цеплять каждый раз мультиметр тоже как-то не комильфо :) Поэтому возникла идея модернизировать его путём установки вольтметра-амперметра чтобы хоть как-то смотреть за происходящими процессами. 

На ebay.com был куплен самый обычный вольтметр-амперметр 4-30V со встроенным шунтом на 10A.



Схема подключения вольтметр-амперметра
И тут был первый фейл. Перед тем как заняться установкой вольт-амперметра, я решил таки  проверить ток зарядки мультиметром(а почему бы не сделать это перед тем как заказывать?) и обнаружил что он... крайне мал - десятки миллиампер, по крайней мере на небольшом участке времени наблюдения. Но батарея ж на выходе  по прошествию нескольких часов как-то оказывается заряженной?

Методик зарядки свинцово-кислотных батарей существует достаточно много и я честно говоря так и не понял какой используется в этом ИБП, ибо подключенный вольтметр показывал периодическое понижение напряжения, с последующим повышением. К сожалению, я понял что амперметр здесь будет бесполезен, по крайней мере с такой шкалой деления. Ну что ж, в хозяйстве не пропадёт.

Поэтому на ebay был заказан компактный вольтметр на семисегментных индикаторах.
компактный вольтметр на семисегментных индикаторах
Вольтметр мы будем подключать параллельно к клеммам зарядки. Таким образом при выключеном устройстве вольтметр всё равно будет показывать напряжение на аккумуляторе.
Дальше вскрываем наш ИБП и тут фортуна на нашей стороне - передняя крышка пластиковая и легко откручивается.

Дальше - лучше. Я то уже приготовился пилить металл, а тут места просто завались, хватит наверное на 10 таких вольтметров. Достаточно лишь просверлить пластик.

Подключаем на скруточках проверить работоспособность.
К слову, аккум подсевший...
Выключаем ИБП, и получаем обычный вольтметр в огромном корпусе))

Ну и напоследок сравним с показаниями мультиметра, мало ли чё там китайцы сделали за два доллара.

Я всё предпочитаю делать модульно, чтобы можно было "безболезненно" подключать и отключать. Вольтметр на переднюю панель не исключение. Мало ли прийдётся перенести/подключить в другое место :)


Ну и наверное самая сложная часть модернизации - вырезать окошко.

Единственное что не стал делать - это жестко прикручивать на болты. Вольтметр выступает за переднюю панель и так как это всё находится в гараже, чтобы не выломать  плату случайно нажав на него, я решил аккуратно приклеить термоклеем. В случае сильного нажима вольтметр просто провалится внутрь.

Переходим к испытаниям. Устройство выключено, вольтметр работает.

Устройство включено. Напряжение зарядки потихоньку выходит на номинальное.

Конечно вольтметр не даст ответ на текущее состояние заряда батареи, однако он показывает наличие процесса зарядки(выход на номинальное напряжение зарядки, около 13.8В). Для сравнения я поставил на зарядку заведомо изношенную батарею, напряжение зарядки не поднялось выше 11В, что свидетельствует о выходе из строя одной из банок.
Так что батарею на свалку - пытаться заряжать её уже бессмыслено, продолжаем эксплуатацию прибора. Цена вопроса модернизации - 2$.