среда, 16 мая 2018 г.

Музей моторизации Topacz(Вроцлав, Польша)

Давненько я тут ничего не писал, но на то были веские причины - много чего поменялось в моей жизни за последние полгода. И пока мой железный конь находится далеко от меня, остаётся только ходить и смотреть на чужих...

Вобщем, небольшой фотоотчёт из одного маленького, но интересного частного музея моторизации из города Вроцлав, Польша.
Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша
Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша

Находится он на окраине Вроцлава, удобнее всего доехать можно на своем транспорте. Расположен на территории агроусадьбы. Вход стоит 12 zł (около 3$).  Экспозиция состоит как из авто, так и мото-техники различных эпох и стран производства.

Общий вид музея Topacz, Вроцлав, Польша
Общий вид музея
Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша

Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша

Ну и конечно вокруг множество атмосферных вещей из тех времен: вывески, книги, плакаты. 
Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша

Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша

PKP Музей моторизации Topacz, Вроцлав, Польша



Начнём пожалуй с чешского мотопрома. На входе сразу привлекает внимание мото-коляска Velorex. Выглядит конечно стрёмно - каркас обтянутый кожей, но в те года когда её выпускали(по некоторым данным это 1950-1971), я думаю было за счастье иметь и такое, особенно людям с ограниченными возможностями. 

Velorex мотоколяска музей Topacz

Velorex мотоколяска музей Topacz


Двигатель конечно стоит от Jawa, но со всякими нишятками типа динамостартера и гидропривода сцепления в более поздних моделях. Даже не предствляю ощущения при езде в данном транспортном средстве - и не мотоцикл, но ещё и не машина.

Техника находится в разном состоянии. Причём очень похоже что здесь же она и реставрируется - в помещении находится мастерская. 
CZ 250
CZ 250

По правде говоря, ещё до не давних пор я не совсем понимал разницу между Чезетами и Явами. Народных версий слышал море, но суть во всех была примерно что "Чезет это редкая/экспортная/улучшенная(нужное подчеркнуть) модель Явы". Обе марки выпускались в ЧССР, на мой взгляд визуально очень похожи. Но, как рассказала мне википедия, это были разные заводы, которые были унифицированы некоторые время: модели Ява были выбраны ведущими, но позже Чезет вернулся к своим моделям и работал до конца 90ых.
Cezet 350
CZ 350

А вот данный экземпляр мне очень напоминает советский мотороллер Тула. Все равно, мне кажется, все они в той или иной степени черпали вдохновение у итальянцев :)
Мотороллер CEZETA 501
Мотороллер CEZETA 501

Мотороллер CEZETA 501


Плавно переходим к польской мотопромышленности, с историей которой я тоже пока ещё так себе знаком. Моё внимание сразу привлекли мотоциклы Junak.

Junak M07
Junak M07
Как гласит википедия, они выпускались с 1956 по 1965 годы Щецинской мотоциклетной фабрикой. Было выпущено чуть больше 90 тысяч экземпляров. На то время это был самый тяжелый польский мотоцикл среди выпускавшихся. Что интересно, конструкторы вдохновлялись решениями английского мотостроения. К моему удивлению, они уже в то время были четырёхтактные, верхнеклапанные с штанговым приводом клапанов(OHV), но одноцилиндровые - всего 350 кубиков. К слову, в СССР в те же года в такой кубатуре в массовом производстве выпускались только двухтактники...

Очень симпатичные экземпляры, могу только представить как стильно они смотрелись в конце 50ых... Но они оказались слишком дорогими для своего времени - поэтому выпуск был прекращен.

Слышал от поляков, что в некоторое время назад Юнаки сдавались на металлолом за копейки. Но сейчас мода на них вернулась, они стали настоящим ретро. Вы только посмотрите на эти отреставрированные образцы...


Junak M07

Junak M07

Junak M07

Junak M07
Junak M07 в серебристой расцветке
Следующая и последняя модель за M07 - Junak M10.
Junak M10
Junak M10

Junak M10

Junak M10

Junak M10

11 июня 2011 года на мотоцикле Junak ART был установлен новый рекорд скорости в классе 350 см3 - 151,6 км/ч.
Junak ART 350
Junak ART 350


Кроссовый Junak Cross
Кроссовый вариант Junak
В 2001 году под маркой Junak в Польше продавались корейские мотоциклы Hyosung, а после в 2011 известная(особенно в оппозитных кругах) фирма Almot стала выпускать под этой же маркой китайские мотоциклы - прям как наш Минск. Но это уже как говорится совсем другая история, которая на мой взгляд уже не так интересна...

А вот еще один ветеран - Sokoł 1000. Выпускался с 1933 по 1939 годы в Варшаве, вплоть до начала Второй Мировой. Разрабатывался в первую очередь для армии, но имелась и гражданская версия. Двигатель и компоновка мне показались очень знакомыми и как оказалось не зря - интернет рассказал что за основу был взят как ни странно Harley-Davidson, а двигатель скопирован у Indian :) Но интересен тот факт что 95% производства было польского, и только 5% - импортные детали.
Sokoł 1000
Sokoł 1000

Sokoł 1000

Sokoł 1000

Sokoł 1000

Обратите внимание на очень любопытную рессору в качестве амортизирующей тяги коляски. Интересно какие ощущение при езде в ней...
Sokoł 1000

Идём дальше... Ещё менее известная мне марка WSK - расшифровывается как Wytwórnia Sprzętu Komunikacyjnego „PZL-Świdnik”, что в переводе примерно "завод транспортных средств в Свиднике".  Любопытно что этот завод в первую очередь выпускал самолёты, вертолёты, планеры, ну и уже по ходу дела мотоциклы. Я не нашёл детальной информации о этих мотоциклах, но мне показалось что это уже что-то более похоже на наши Восходы, Ижи и т.п.
WSK 175 Kobuz
WSK 175 Kobuz
WSK 175 Kobuz

WSK 175 Kobuz

WSK 175 Kobuz

WSK

WSK


WSK

WSK

WSK

Обратите внимание на эти спинки! Я думал мне сначала показалось, потом подумал что это какой-то колхоз-тюнинг из 90ых, но НЕТ! Это реально заводское исполнение с такой спинкой... Удобно наверное должно быть на дальняки валить :)
WSK

WSK

WSK

Ещё один производитель мото-вело-техники - Быдгощская фабрика Romet. Имел я счастье покататься в детстве только на дедовом велосипеде этой марки) Велик был неплохой, за мотоциклы - не знаю. Мопеды, к слову, очень немецкий Симсон напоминают...
Мотоциклы Romet

Мотоциклы Romet







Приближаемся к немецкому мотопрому. Интересно в каких это годах польская милиция рассекала на немецких MZ? К сожалению, мотоцикл не имел таблички, но очень похоже что это MZ ETZ 250. При массе в 150 кг, имеет двухтактный двигатель объёмом 250 см3, 5-и ступенчатую КПП, которые разгоняют его до максимальной скорости 130 км/ч. Википедия говорит что это был самый быстрый мотоцикл из линейки MZ, поэтому не удивительно что его взяли в милицию-то.
Milicja polska MZ motocykl MZ ETZ 250 польской милиции
MZ ETZ 250 польской милиции

MZ ETZ 250 польской милиции

MZ ETZ 250 польской милиции

MZ ETZ 250 польской милиции

MZ ETZ 250 польской милиции
Так и не понял что за прибор, мото-матюгальник?


MZ Trophy 250
MZ Trophy 250
Увидев данный аппарат я был уверен что это советская Riga-12, но нет - немецкий Simson.
Simson
Simson
NSU 501 OSL 1938 года выпуска. Выпускался с 1935 по 1939 годы, использовался во время Второй Мировой войны как курьерский.
NSU S01 OSL 1938 года выпуска
NSU 501 OSL 1938 года выпуска

NSU 501 OSL 1938 года выпуска

NSU 501 OSL 1938 года выпуска

NSU 501 OSL 1938 года выпуска

NSU
NSU

Вот такая вот экспозиция мотоциклов. Жаль не все мотоциклы подписаны, и не везде имелись таблички с историей - человеку не знакомому с историей польского мотостроения вроде меня пришлось много гуглить. Но мне было довольно интересно.

Ну и напоследок, бонусом, я решил добавить один автоэкземпляр. Это правительственная ГАЗ-14 Чайка.

ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка

А вот собственно один очень известный человек, ездивший на этой машине(по заверению музея).

ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка
В машину можно было даже заглянуть

ГАЗ-14 Чайка
Внутренний интерьер. Особенно впечатляет размер пространства для ног у пассажиров.
ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка
Ковер интересно там по заводу был?))

ГАЗ-14 Чайка

ГАЗ-14 Чайка

The end :)